Часть 1: Общая информация

Ленский мост ( «Мостовой переход через реку Лена в районе г. Якутска») – проектируемый мостовой переход объединяющий федеральную автомобильную дорогу «Вилюй»  с автодорогами «Лена» и «Колыма». Мост кратчайшим путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря через транспортный коридор  от Иркутска до Магадана,  образуя Северный широтный экономический пояс РФ. Россия получит выход на Охотское море, на берега своих восточных морей и не только через южные границы, Транссиб и БАМ в районе Владивосток и Хабаровск.

Главными препятствиями к строительству моста являются его высокая стоимость ( по разным оценкам от 60 млрд. до 100 млрд. рублей) и сложность сооружения, а также  тупиковый в настоящий момент характер автомагистрали, ведущий в Якутск. Окончательное решение Правительства России о строительстве моста  пока не принято, однако идея уже одобрена Владимиром Путиным, а в некоторых предварительных документах предполагается возведение моста в период до 2024 года.

Материал и Википедии – свободной энциклопедии.

ЛЕНСКИЙ  МОСТ

61°47ʹ с.ш.129°41ʹ в. д.

Официальное название Ленский мост
Проектное название Мостовой переход через реку Лена в районе города Якутска
Область применения автомобильный
Пересекает    Лена 

Конструкция

Общая длина 3,12 км
Полос движения   2, категория  — II
Максимальная нагрузка  до 7 тыс .ед.

 Эксплуатация

Начало строительства (Период проектирования)   2019-2021 года
 Строительство 2021-2025 года
Окончание строительства 2025-2044 года

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Планировать соединение двух берегов Лены возле столицы Якутии  в начале 1980-х годов, когда активно строилась Байкало-Амурская магистраль. Из трех вариантов расположения мостового перехода к 1986 году выбрали тот, по которому сооружение должны были  возвести на 38 километров выше Якутска, недалеко от поселка Нижний Бестях. В дальнейшем этот вариант получил обоснование, связанное с близостью Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, которая соединяет  с Нижним Бестяхом поселок Беркакит и Нерюнгринском районе республики, куда, в свою очередь, подходит Байкало-Амурская магистраль.

В июле 2013 года Федеральное дорожное агентство объявило конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного моста через реку Лена в районе Якутска.

Реализация проекта позволило бы наладить бесперебойную поставку грузов на Дальний Восток. Конкурс, официально объявленный 19 июля , предполагал  строительство автомобильного моста и автодорожных подходов к нему, примыкающим к трассам «Умнас» и «Лена», общей протяженностью более 21 тысячи метров. По расчетам чиновников, цена проекта не превысила бы 40 миллиардов рублей. Эксперты объявили срок реализации проекта  — 14 лет, в том числе проектирование и строительство 6 лет, эксплуатация (прояснить) – 8 лет. Конкурсное рассмотрение завершилось в марте 2014 года.

Победителем конкурса на строительство моста через Ленск в районе Якутска стал консорциум во главе с ООО «Транспортные концессии  (Саха)», банк ВТБ, ОАО «УСК», «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация», «Институт «Стройпроект». Но тогда подписание концессионного соглашения с победителем конкурса не состоялось в связи с незапданированным строительством Крымского моста. Учитывая приоритетность инфраструктурных проектов, Правительству  Российской Федерации было поручено рассмотреть возможность реализации проекта на период после 2020 года с учетом финансовых ресурсов у государства и частных инвесторов, а также важности мостового перехода для автодорожной сети и экономики региона Дальнего Востока.

ПРЕДПОСЫЛКИ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА

Основной непреодоленной водной преградой на востоке страны остается река Лена. Между Восточной и Западной частью Якутии стабильное сообщение отсутствует 152 дня ( 5 месяцев  году), что означает разрыв транспортной доступности для 62,1% населения Республики Саха (Якутия) (600,5 тыс. человек).

Город Якутск – единственный населенный пункт Российской Федерации, входящий в список 100 крупных и крупнейших городов России,  не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть.

В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период 2025 года город Якутск определен перспективным центром  экономического роста.

Правительство Республики Саха (Якутия) проводит работу по включению  проекта в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной  инфраструктуры на период до 2024 года. Возведение моста через Лену обеспечит транспортно-логистическую пространственную  связанность на 18% территории Российской Федерации. В зону круглогодичного транспортного сообщения попадут 83% жителей самого большого региона страны.

Проект мостового перехода предполагает 18.3 км. дорог, из которых протяженностью самого моста составляет 3.1 км. и подъездные пути    — 10,9 км. Строительство объекта даст мощный толчок для развития имеющегося производства и создания новых проектов.

Мост объединит  федеральные автомобильные  дороги «Лена» и «Колыма». с федеральной автодорогой «Вилюй», что станет важной составляющей Северного широтного экономического пояса России. Кроме того, появится транспортный коридор от Иркутска до Магадана.

Ввод в эксплуатацию мостового перехода увеличит объемы грузопотоков вдвое только за счет реализации крупных инвестиционных проектов и развития производств. При этом рост ВРП региона может составить 2.5 – 3 % в год.

С вводом Ленского моста будут вовлечены в промышленный оборот объекты по добыче полезных ископаемых примерно на 1 трлн рублей.