Главная > Новости, Статьи > Участники конкурса «Юрист года — 2016» (ФОТО)

ЯКУТСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Север, как известно, диктует людям свои условия и правила выживания. Наша Якутия – эта пятая часть всей России, три климатических пояса. Связь с большинством районов – только авиатранспортом. И на почти миллионное население – все три с небольшим сотни адвокатов, причем проживают они в основном в трех городах: Якутске, Нерюнгри, Мирном. Во многих сельских районах Центральной Якутии и практически во всех арктических до последнего времени их вообще не было. Поэтому едва ли каждое совершаемое там преступление становилось для наших правоохранителей серьезным испытанием. Проклиная законодателей, следователь звонил в республиканскую прокуратуру или в Верховный суд, чтобы там нашли адвоката и направили его для проведения следственных действий. А что такое командировка, например, в поселок Черский? Это авиабилет туда и обратно стоимостью 16 тысяч рублей, да гостиница (плюс еще 5 тысяч), да пропитание. Потому «на Север» обычно вылетал либо проштрафившийся адвокат, либо коллега, которому хорошо заплатили родственники подследственного. Второе, замечу, случается крайне редко.

Выход из ситуации подсказал Закон об адвокатуре, его статья 24 о возможности создания при содействии местных властей юридических консультаций. Хотя от некоторых коллег в Москве  доводилось слышать, что это «мертворожденное дитя», мы в Якутии так не считали и сразу озаботились претворением этой нормы закона в жизнь. Помню, еще в январе 2003г. высказались на сей счет на расширенном совещании правоохранительных органов, которое провел президент республики В. Штыров. Вместе с республиканским управлением юстиции мы подготовили информацию о том, как защищены (а точнее, не защищен) у нас конституционные права и свободы граждан. Думаю, для многих участников совещания наша информация обрушилась как снег на голову. Тогда –то и была поддержана идея создания Адвокатской палатой юридических консультаций в отдаленных районах.

Правда, какого – либо  опыта такой работы у нас не было. Поэтому за основу взяли нормативные документы бывших юридических консультаций, существовавших еще в СССР, и адаптировали их в соответствии с действующим законодательством. Трудно решался и вопрос о финансировании новых адвокатских образований. Из-за бесконечных дискуссий с правительством и Государственным собранием республики пришлось обращаться за помощью к президенту Федеральной палаты адвокатов РФ Е. Семеняко, его заместителям, к представителю Совета Федеральной палаты на Дальнем Востоке В. Кушнареву, депутатам Госдумы РФ. И общими усилиями удалось  — таки добиться принятия правительством Якутии Постановления №251 от 24 апреля 2003 года «Об организационных мероприятиях по обеспечению населения северных улусов (районов) квалифицированной юридической помощью».

Речь шла о выделении из республиканского бюджета 3 миллионов рублей на учреждение восьми юридических консультаций. Эти средства шли на оплату аренды помещений, средств связи и транспортные расходы, на приобретение оргтехники и мебели. Причем деньги поступали не напрямую на счет Адвокатской палаты, а в Исполнительную дирекцию Программы президента Республики Саха (Якутия) по борьбе с преступностью, откуда мы их получали согласно ранее утвержденной смете.

Следующим этапом работы Совета и квалификационной комиссии Адвокатской палаты стал подбор граждан, имеющих высшее юридическое образование и необходимый для адвоката стаж работы, проживающих в интересующих нас районах и готовых возглавить там юридические консультации. Надо сказать, желающих оказалось немало, и мы смогли предъявить к людям достаточно высокие требования. В результате сегодня из восьми намеченных районов юрконсультации образованы в семи: в Аллайховском, Верхнеколымском, Момском, Оленекском, Среднеколымском, Усть-Янском и Эвено-Бытантайском. Их возглавили опытные юристы, получившие адвокатский статус: Г. Андросова, А. Даурова, П. Кукжалов, А. Михайлов, Д. Третьяков, Ю. Петров и А. Антонов.

Помимо общих для всех адвокатов норм, заведующие юрконсультациями руководствуются разработанными Советом палаты Положениями о ЮК и формами отчетности, а также договорами о материальной ответственности за вверенное имущество. Получая ежеквартальные отчеты, мы имеем полное представление о том, как работают консультации: сколько принято граждан, какая им оказана помощь, в  какого рода делах был занят заведующий консультацией в качестве защитника или доверенного лица. Как показывает анализ, в среднем наши товарищи участвуют в месяц в 2-3 уголовных, 4-5 гражданских и 3-4 административных делах. Дают не менее 10-15 консультаций. И судя по тому, что теперь ни горожане, ни правоохранительные органы названных районов не обращаются за направлением к ним адвокатов, юридические консультации полностью решили проблему доступности юридической помощи для граждан, в том числе неимущих.

Хочу обратить внимание, что первые результаты мы получили задолго до того, как Минюст РФ выступил с идеей провести свой эксперимент. Невольно возникает мысль, что в министерстве просто не владеют ситуацией на местах. Иначе зачем же было придумывать какие – то новые формы обеспечения граждан юридической помощью, вместо того чтобы просто добиваться реализации той самой статьи 24 Закона об адвокатуре? Наше удивление относительно эксперимента усиливается еще и тем, что работа образованных у нас семи юрконсультаций уже дала ощутимый экономический эффект. Только за 10 месяцев 2005 года они сэкономили более 8 миллионов рублей республиканского бюджета – тех средств, которые ранее шли на отправку в арктические районы адвокатов из столицы республики. И вот, несмотря на такой эффект, Миниюст все же счел возможным начать свой эксперимент, потратив на него более 50 миллионов рублей.

Слава богу, наша республика в эксперименте не участвует. Очень надеемся, что это позволит сравнить наши результаты с теми, которых добьются экспериментаторы в схожих с нами регионах. Уверены, что сравнение окажется не в их пользу. Однако живут и опасения. Что, если чиновники постараются выдать желаемое за действительное? Это будет означать, что в госюрбюро придут пусть дипломированные, но не имеющие адвокатского опыта юристы. То есть неспособные оказать людям действительно квалифицированную юридическую помощь.  Что эти консультанты, в отличие от адвокатов, будут всецело зависеть от госструктур, оплачивающих  их работу. И что же это будет за помощь гражданину, оспаривающему, допустим, решение той же госструктуры? Наконец, госюрбюро способны в такой ситуации вытеснить созданные нами с таким трудом юрконсультации. И значит, опять придется для проведения следственных действий посылать в глубинку адвокатов из центра.

 

   Статья с газеты «Российский адвокат» стр. 14-15

blog lam dep | toc dep | giam can nhanh

|

toc ngan dep 2016 | duong da dep | 999+ kieu vay dep 2016

| toc dep 2016 | du lichdia diem an uong

xem hai

the best premium magento themes

dat ten cho con

áo sơ mi nữ

giảm cân nhanh

kiểu tóc đẹp

đặt tên hay cho con

xu hướng thời trangPhunuso.vn

shop giày nữ

giày lười nữgiày thể thao nữthời trang f5Responsive WordPress Themenha cap 4 nong thonmau biet thu deptoc dephouse beautifulgiay the thao nugiay luoi nutạp chí phụ nữhardware resourcesshop giày lườithời trang nam hàn quốcgiày hàn quốcgiày nam 2015shop giày onlineáo sơ mi hàn quốcshop thời trang nam nữdiễn đàn người tiêu dùngdiễn đàn thời tranggiày thể thao nữ hcmphụ kiện thời trang giá rẻ