Часть 1: Общая информация
Ленский мост ( «Мостовой переход через реку Лена в районе г. Якутска») – проектируемый мостовой переход объединяющий федеральную автомобильную дорогу «Вилюй» с автодорогами «Лена» и «Колыма». Мост кратчайшим путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря через транспортный коридор от Иркутска до Магадана, образуя Северный широтный экономический пояс РФ. Россия получит выход на Охотское море, на берега своих восточных морей и не только через южные границы, Транссиб и БАМ в районе Владивосток и Хабаровск.
Главными препятствиями к строительству моста являются его высокая стоимость ( по разным оценкам от 60 млрд. до 100 млрд. рублей) и сложность сооружения, а также тупиковый в настоящий момент характер автомагистрали, ведущий в Якутск. Окончательное решение Правительства России о строительстве моста пока не принято, однако идея уже одобрена Владимиром Путиным, а в некоторых предварительных документах предполагается возведение моста в период до 2024 года.
Материал и Википедии – свободной энциклопедии.
ЛЕНСКИЙ МОСТ
61°47ʹ с.ш.129°41ʹ в. д.
Официальное название | Ленский мост |
Проектное название | Мостовой переход через реку Лена в районе города Якутска |
Область применения | автомобильный |
Пересекает | Лена |
Конструкция
Общая длина | 3,12 км |
Полос движения | 2, категория — II |
Максимальная нагрузка | до 7 тыс .ед. |
Эксплуатация
Начало строительства (Период проектирования) | 2019-2021 года |
Строительство | 2021-2025 года |
Окончание строительства | 2025-2044 года |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Планировать соединение двух берегов Лены возле столицы Якутии в начале 1980-х годов, когда активно строилась Байкало-Амурская магистраль. Из трех вариантов расположения мостового перехода к 1986 году выбрали тот, по которому сооружение должны были возвести на 38 километров выше Якутска, недалеко от поселка Нижний Бестях. В дальнейшем этот вариант получил обоснование, связанное с близостью Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, которая соединяет с Нижним Бестяхом поселок Беркакит и Нерюнгринском районе республики, куда, в свою очередь, подходит Байкало-Амурская магистраль.
В июле 2013 года Федеральное дорожное агентство объявило конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного моста через реку Лена в районе Якутска.
Реализация проекта позволило бы наладить бесперебойную поставку грузов на Дальний Восток. Конкурс, официально объявленный 19 июля , предполагал строительство автомобильного моста и автодорожных подходов к нему, примыкающим к трассам «Умнас» и «Лена», общей протяженностью более 21 тысячи метров. По расчетам чиновников, цена проекта не превысила бы 40 миллиардов рублей. Эксперты объявили срок реализации проекта — 14 лет, в том числе проектирование и строительство 6 лет, эксплуатация (прояснить) – 8 лет. Конкурсное рассмотрение завершилось в марте 2014 года.
Победителем конкурса на строительство моста через Ленск в районе Якутска стал консорциум во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)», банк ВТБ, ОАО «УСК», «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация», «Институт «Стройпроект». Но тогда подписание концессионного соглашения с победителем конкурса не состоялось в связи с незапданированным строительством Крымского моста. Учитывая приоритетность инфраструктурных проектов, Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть возможность реализации проекта на период после 2020 года с учетом финансовых ресурсов у государства и частных инвесторов, а также важности мостового перехода для автодорожной сети и экономики региона Дальнего Востока.
ПРЕДПОСЫЛКИ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА
Основной непреодоленной водной преградой на востоке страны остается река Лена. Между Восточной и Западной частью Якутии стабильное сообщение отсутствует 152 дня ( 5 месяцев году), что означает разрыв транспортной доступности для 62,1% населения Республики Саха (Якутия) (600,5 тыс. человек).
Город Якутск – единственный населенный пункт Российской Федерации, входящий в список 100 крупных и крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть.
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период 2025 года город Якутск определен перспективным центром экономического роста.
Правительство Республики Саха (Якутия) проводит работу по включению проекта в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Возведение моста через Лену обеспечит транспортно-логистическую пространственную связанность на 18% территории Российской Федерации. В зону круглогодичного транспортного сообщения попадут 83% жителей самого большого региона страны.
Проект мостового перехода предполагает 18.3 км. дорог, из которых протяженностью самого моста составляет 3.1 км. и подъездные пути — 10,9 км. Строительство объекта даст мощный толчок для развития имеющегося производства и создания новых проектов.
Мост объединит федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма». с федеральной автодорогой «Вилюй», что станет важной составляющей Северного широтного экономического пояса России. Кроме того, появится транспортный коридор от Иркутска до Магадана.
Ввод в эксплуатацию мостового перехода увеличит объемы грузопотоков вдвое только за счет реализации крупных инвестиционных проектов и развития производств. При этом рост ВРП региона может составить 2.5 – 3 % в год.
С вводом Ленского моста будут вовлечены в промышленный оборот объекты по добыче полезных ископаемых примерно на 1 трлн рублей.