Главная > Статьи > ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА В ЯКУТИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА В ЯКУТИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Интервью с президентом Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) Юрием Припузовым, заслуженным юристом РС(Я), об опубликованных в газете «ВП» материалах «Монастырская трагедия» (1889), «Якутский вооруженный протест» (1903).

— Административная ссылка. Дала ли она какой-любо профилактический эффект, чтобы убавить революционные настроения в массах? Так уж ли сильно боялись политические преступники ссылки в отдаленные места Якутии? Насколько царская администрация боялась так называемых «народных волнений»? Неизбежна ли, по вашему мнению, была революция в России?

— Административная ссылка политических преступников не принесла должного эффекта императорскому правительству. И даже более того, эта принудительная мера против государственных преступников, по сути, сплотила их, в местах ссылки, начали создаваться своего рода «школы» по изучению марксизма, политические ссыльные налаживали связи со своими «братьями по оружию» фактически по всему миру, изучали военное дело, иностранные языки. Составлялись планы и программы вооруженных восстаний, физического уничтожения наиболее передовых  и инициативных членов Государственного Совета, генерал – губернаторов, других приближенных императора. Так называемые вооруженные протесты – это на самом деле вооруженные восстания против существующего режима, законов Российской империи. Ведь недаром участники Романовского вооруженного протеста на предварительных общих собраниях, которые происходили в поселке Маган, обсуждали вопрос о захвате политической власти в Якутске. При весьма малочисленной вооруженной охране, менее 100 человек, эта  затея была вполне осуществима. Тем более политссыльных, как мы знаем, возглавляли имеющие боевой опыт Курнатовский, Костюшко, кроме них в рядах ссыльных даже был один кадровый офицер царской армии.

Необходимо отметить, что ссыльные действительно получали сочувствие со стороны студенчества, учащейся молодежи, большей части интеллигенции тогдашней России. Это факт. Другое дело – нужна ли была революция в России? Сейчас по этому поводу «ломают копья» не только историки и философы, но и действующие политики.

Не будем забывать, что цивилизация начала доходить и до Якутии: первое телеграфное сообщение между Якутском и Иркутском, первые пять пароходов на реке Лена золотопромышленника Глотова, в 1914 году построена первая электрическая станция, фактически в каждом округе были открыты школы, начала развиваться и врачебная помощь. На Верхней Лене началась интенсивная добыча промышленного золота, куда местное население доставляло продукты и получало при этом очень не плохие доходы. Открылось первое медицинское училище и т.д. Якутия, как и вся Россия, развивалась, несмотря на бурную и противоречивую политическую жизнь.

И раньше перед императором, Государственным Сенатом, передовыми людьми и великими мыслителями и философами России стоял вопрос – какой путь избирает многонациональная Россия? От решения этого вопроса зависела не только судьба государства, но и, по сути, судьба всего российского народа. Вопрос об отмене крепостного права стоял и перед Екатериной II и императором Павлом, и Александром I – все они столкнулись с сильнейшим сопротивлением высшего дворянства, всеми теми, кто имел крепостных крестьян и земельные наделы, больше чем все родственники императорской семьи. Это не значит, что российские императоры не пытались как-то изменить ситуацию – на Россию смотрела вся Европа, практически весь цивилизованный мир. Россия не хотела быть варварским государством во главе с сатрапом – царем. И поэтому у того же Александра I мы находим проект Конституции Новой России, которая, к сожалению, не удивила свет.

Сегодня, когда открыты фактически все документы «до октябрьского 1917 года» периода, мы можем смело утверждать, что революция в России, инспирировалась Германией, другими западными странами, в том числе и США. Но не нужно сбрасывать со счетов и слабость духа, идейного вдохновения императора Николая II (впрочем, и всю династию царей Романовых), отсутствие ЛИЧНОСТИ, информированных, грамотных и проверенных в деле политиков.

Разногласия между партиями, между всеми сословиями российского общества не дали рассмотреть и увидеть, кто и что представляет особую опасность для страны, как выйти из этого искусственно созданного политического тупика. Никто не мог решить главного вопроса – как победитель в этой смертельной борьбе идеологий?

Россия пошла путем страданий и многонационального народного горя, голода, гражданской войны, уничтожения культурных и религиозных ценностей, исторически – русского образа жизни, обычаев и самого населения страны. «Мы дали Бога – теперь дадим нового Царя!» — кричал с бронепоезда массам один известный марксист – революционер, позже убитый своими же соратниками по вооруженной борьбе за новую Россию в Мексике.

— Давайте вернемся в Якутскую область того времени. Действительно ли местное население всегда поддерживало политических ссыльных, помогало, чем могло? Какова роль политических ссыльных  в организации образования местной молодежи, повышения культурного уровня народа? Как организовывался проезд ссыльных к месту отбытия ссылки?

— Здесь истина, как всегда, посередине. Действительно, большинство административно-ссыльных были грамотные, многие с высшим образованием люди, знающие иностранные языки, бывавшие во многих западных странах. Понятно, культура тех народов, например, Западной Европы 19-20 веков, никак не могла сравниться с культурой якутского или русского народа, проживавшего постоянно на отдаленном Севере в те времена. А молодежь в Якутии тоже всегда любопытна, в любое время и любую эпоху. Приезжие всегда были интересны для местного населения, и они постоянно общались собой, и не только по бытовым вопросам. А отзывчивость, а доброта нашего северного народа существовала и в те далекие времена. С нуждающимися ссыльными делились и хлебом, и с мясом, помогали прожить суровое зимнее время.

На вопросы: почему я бедный, а мой сосед имеет табуны лошадей, тучные стада коров, как это исправить («отобрать и поделить между всеми поровну»), такие «советы», безусловно, очень нравились бедному сословию якутского населения. И вместе с тем, что нужно учиться, не пить водку, честно трудиться и проявить смекалку, получить какую-то профессию, как-то в голову не приходило, все это отходило на задний план. Недаром в то же время, да и советское время тоже, стала весьма популярна пьеса В.В. Никифорова «Василий Манчаары», где Манчаары наказывал богатых и всегда помогал бедным.

Первыми учителями В.Никифорова были политические ссыльные, которые и рассказали, как устроен мир. Позже В.В. Никифоров получил высшее юридическое образование (в царское время), занялся частной адвокатской практикой. Создатель и идейный вдохновитель «Союза якутов», он стал далеко не бедным человеком в Якутске. Известно, что он не принял революцию и умер в тюрьме города Новосибирска.

Но будем справедливы… Политический ссыльный Е. Ярославский был основателем Якутского краеведческого музея (сейчас Музей истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского). В январе 1902 года политссыльный В.М. Ионов открыл частное училище, где учитель давал детям-якутам первые уроки естествознания, прививал учащимся чувство любви к природе, подчеркивал значение и роль природы в жизни человека. При училище был организован огород, и школьники получали плоды.

В 1912-1914 годах Верхоянскую ссылку отбывал видный партийный деятель КПСС В.П. Ногин. Он так же все свободное время посвящал в Верхоянске работе учителя естествознания.

Можно назвать десятки якутских фамилий, которые после «первых уроков», полученных от политических ссыльных, стали именитыми, учеными людьми нашей республики.

Но все же нужно отметить, что действующие с 1867 года «Положение о полицейском надзоре» запрещало ссыльным общаться, обучать на местах причисления (ссылки) местную молодежь, дабы не заразить их своими крамольными идеями и мыслями о свержении самодержавия.

Теперь о транспорте того времени… Это был самый большой вопрос как для ссыльных, для администрации, да и вообще для всех жителей Якутской области. Известно, что первыми ленскими ямщиками были якуты. Их обязанность – возить людей и почту по тракту узаконили указы Сибирского приказа (1731) Иркутской провинциальной канцелярии (1734) и Якутской воеводской канцелярии (1738).

Ближайшие к Якутску станции содержали якуты Кангаласской и Мальжегарской волостей будущего Якутского округа. Станции, тяготеющие к Олекминскому округу,- «олекминские», а дальше по направлению к Витиму – «вилюйские якуты».

Якутские наслеги на станки посылали ямщиком в порядке выбора, по очереди, с почтовыми лошадьми, скотом для прокормления и инвентарем. На якутов кроме провоза почты и людей возлагались отяготительные работы по ежегодному ремонту тракта: зимне – летней верховой дороги по берегам Лены и летнего бечевника. По сухопутной дороге ремонтировали и устраивали мосты и жердевые настилы через речки, ручьи, топкие места, расширяли узкие места, засыпали рвы, строили станционные помещения, приводили в порядок старые юрты. По бечевнику вырубали кусты, мешающие движению, через ручьи и речки делали мосты.

Как видно, работы было очень много. За провоз почты и ремонт дороги казна ничего не платила. Ямщики довольствовались лишь прогонными деньгами, которые из-за своеволия проезжающих не всегда получали.

Положение якутских ямщиков было очень тяжелым. Они часто страдали от произвола проезжающих чиновников. В 1744 году олекминские якуты жаловались, что «иных тельных отъимают сильно, а быков и коров жирных проезде убивают приезжие себе на корм, а платежа не дают и назад не возвращают» (Сафронов Ф. Якутск, 1961, с. 51).

Отбывание почтовой гоньбы на таких тяжелых условиях, которые также требовали продолжительных отлучек от дома, семьи, совершенно непривычная работа вызывали все большее недовольство якутов. Это недовольство к середине XVIII века достигло предела, и они стали настоятельно просить избавить их от ямщицкого дела и поселить по Ленскому побережью русских, которые бы взяли на себя отправление почтовой гоньбы.

Наконец, просьбы эти были учтены правительством, которое убедилось в том, что «иноземцы» действительно не в силах содержать эти станции. Кроме того, «руководство недовольно было работой ямщиков – якутов» (грязно на станках, неисправное содержание лошадей  и т.п.).

Поэтому в 1770 году вышел указ Иркутской губернской канцелярии по освобождению якутов от отбывания подводной повинности по Иркутско-Якутскому тракту и переложение ее на русских поселенцах. Разбой и грабеж на почтовом тракте прекратился, русские поселенцы «беспардонных» проезжающих быстро приучили к культурным манерам и православному отношению к ближнему и местному населению. Фактически на каждой второй станции дежурили вооруженные казаки, на которых была возложена обязанность охраны людей и материальных ценностей, перевозимых на трактах. Таким образом, основная часть перевозки ссыльных с Иркутска до Якутска и далее (Верхоянск, Среднеколымск) возлагалась на русских ямщиков. Между тем на якутское население по-прежнему возлагались денежная повинность и поставка лошадей, корма для поддержания работоспособности почтового тракта.

Хотелось бы отметить, что этот старинный способ передвижения действовал в Якутии до 40-х годов прошлого века, особенно большое значение он имел в годы Великой Отечественной войны. Ямщиками тогда в большинстве своем были дети в возрасте 12-16 лет. Работала ямщиком тогда и моя мама – Строева Мария Гавриловна, за что получила после окончания войны медаль «За Победу над фашисткой Германией».

— Мы опубликовали две трагических истории, которые произошли на территории тогдашней Якутской области. Это «Монастыревская трагедия» (22 марта 1889 года) и «Якутский вооруженный протест» (18 февраля – 7 марта 1904 года). Если отбросить идеологию, справедливо ли было решение царской администрации направлять людей, а некоторые были семейные (муж и жена), в отдаленные округа Якутского севера? Заслуживали ли они такого наказания?

— Сошлемся на слова В. Дидро «Величайшее недоразумение – это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов». Как удержать власть? Россия столкнулась с таким моментом в своей истории, когда не был заготовлен материал, чтобы построить общественное здание, в России еще не было людей с соответствующими психическими наклонностями, умонастроениями, стереотипами поведения.

Но мало просто создать условия для широкого проявления своих личных качеств – необходимо поддержать его в течение длительного времени, может быть, целой эпохи, необходимы постоянные, долговременные усилия по развитию просвещения народа, прежде чем получится нужный результат. Можно ли обеспечить выполнение данной задачи без помощи государственной власти? Всякий реально мыслящий даст на вопрос этот, без сомнения, ответ отрицательный.

Те, кто смыслом всей жизни своей поставил борьбу против существующего в обществе зла и ведет ее по мере собственных возможностей, всегда подвержены одной большой угрозе – опасности заразиться настроением, чувством мышления своего врага. Вспомним последующие времена. Сколько лагерей, в том числе и для политических, появилось на территории Якутии в 30-40-х годах? Ответ – 105! Борющиеся против бюрократии часто проникаются бюрократическим сознанием и начинают видеть решение общественных проблем в изменениях лишь внешних социально-политических форм организации общества.

Наиболее решительную перемену производит революция – отсюда великое с их стороны упование на революцию как на самое подходящее средство искоренения общественного зла. Отсюда и воззрение на революцию как на некое волшебное зелье, мгновенно убивающее все зло в обществе и автоматически обеспечивающее блаженное будущее.

Отсюда и непонимание того, что в действительности – то самое главное и трудное начинается после революции, что предпринять ее, заграбастывать в свои руки власть без отчетливого представления о том, что делать дальше, без обоснованных опытом человеческой истории и знанием человеческой психологии рецептов последующей политики – значит бросаться безоглядно в НИКУДА, в пропасть неизвестности и риска, увлекая за собой на бессмысленную гибель людские поколения.

Таким образом, с точки зрения государственной власти того времени решения об административной ссылке бывших политических преступников, активных организаторов политической борьбы с царским режимом было, несомненно законным и справедливым, как по законам государственным, так и по божески. 

Вместе с тем одними только карательными методами ситуацию уже исправить было невозможно. Необходимо было решить комплекс государственных внутренних экономических, социальных, политических мероприятий и даже военных решений, которых в тогдашней Российской империи решать, по сути, было некому. Полный разброд и шатание, чем и воспользовались враги Российской империи. Первые энтузиасты, понимавшие, на какой грани стоит государство, предпринимавшие изменить политическую и экономическую ситуацию в России, получали пулю или бомбу (к примеру, премьер – министр П.Столыпин).

С чего началась Монастырская трагедия? 1889 год. В Якутске несколько десятков политссыльных, ждущих очереди своей отправки в Верхоянск и Среднеколымск. 16 марта 1889 года вице-губернатор Якутской области увеличивает партии отправляемых политссыльных до четырех человек (кроме того, 4 человека конвоя), количество багажа, которое можно взять с собой, устанавливается до 5 пудов – продукты, книга, одежда. Это 80 кг. на человека. Основная часть политических ссыльных – народовольцы. Неизвестность их пугала и страшила. Общие собрания ссыльных предлагали различные варианты – устроить побег, осуществить нападение на конвой, убить вице – губернатора.

Для чего все это делалось? Уже по приезде в Якутск ссыльные видели: все не так страшно – они могут общаться друг с другом, собираться и проводить диспуты, споры, жить на съемных квартирах, покупать свежие продукты в якутских лавках, получать периодическую печать, пользоваться телеграфной связью, и даже администрация снабжала ссыльных деньгами для питания, одежды и проживания. В то же время, и это было ошибкой, ссылка в отдаленные места осуществлялась в административном порядке, т.е. по желанию генерал-губернатора и по представлению полицмейстера. Судебные решения о ссылке были, но только в части ранее осужденных преступников. Большинство политических направлялись в ссылку по административному решению. В целом же, по моему мнению, это понималось ссыльными как проявление слабости царской администрации – их, ссыльных, боятся, не могут им доказать совершения преступления против российской государственности, хотят их разъединить, оправить в те края, «где Макар телят не пас».

Между тем изучение материалов уголовного дела, в том числе и обвинительного акта, дает основание полагать, что администрация города Якутска в лице исполняющего должность губернатора Осташкина Павла Петровича сделала все, что могла, чтобы предупредить «кровопролитие», как мы сейчас ее называем, «монастырскую трагедию». Губернатор и полицмейстер вдвоем пошли на прямые переговоры с ссыльными – без соответствующей охраны и оружия, прекрасно зная, что осажденные достаточно хорошо вооружены не только топорами, но и огнестрельным оружием. Как мы помним, одним из вариантов обсуждался такой момент, как убийство и.д. губернатора, правда, отвергнутый большинством участников вооруженного протеста. Ответом был категорический отказ от переговоров и выстрелы в и.д. губернатора Осташкина. Первым стрелял, как мы знаем, Ноткин, вторым – Зотов. Первый, не умея стрелять, смазал с пяти метров, второй попал – но в форменную пуговицу губернатора, пуля ушла рикошетом, вторая пуля попала в губернаторскую шинель и запуталась в вате. Осташкин получил контузию.

Нужно также отметить, что в якутском вооруженном протесте (1903) и.д. губернатора Чаплин Н.Н. вместе с полицмейстером Якутской области пришли к дому Романова, зная, что и там засели вооруженные 42 ссыльных, и попытались провести переговоры, чтобы не допустить кровопролития. Переговоры были безуспешны.

Как заявил в своей публикации М.А. Кротов, «революционеры не жалели ни своих жизней, ни жизни других детей». Действительно, это и было так. Видно, поэтому видный якутский адвокат того времени В.В. Никифоров был категорически против ссылок преступников в Якутскую область, где и без ссыльных жизнь местного населения была трудна и голодна, находилась фактически в руках местных тойонов и князьков.

Дом Монастырева (март 1889 года). В результате «самообороны» от рук ссыльных погиб полицейский Хлебников, было ранено несколько солдат.

В доме Романова (1903) по общему решению и с подачи революционеров – марксистом было принято решение первыми открыть огонь по солдатам. Возглавляли тогда группу осужденных Курнатовский и Костюшко – Валюжанич. «Военная хитрость» заключалась в том, что с помощью ручного сверла (центровка) изготовили два отверстия в сенях дома и произвели два выстрела из винтовки чуть ли не в упор в двух молодых солдат местной якутской команды. Солдаты не имели никаких шансов выжить, а винтовки свои, понятно, по халатности (думали, перемирие, стрелять не будут!) хранили в рядом стоящем караульном помещении. Только после этого был открыт ответный огонь. Хорошо укрепленный блиндированный дом мог выдержать не только винтовочные залпы, но и пулеметный огонь. В итоге из ссыльных погиб только один человек – Ю.Матлахов, ранен И.Г. Хацкелевич. 6 марта был ранен А.А. Костюшко – Валюжанич.

— Все же при Монастырской трагедии трех ссыльных осудили и казнили в Якутске. Почему такой достаточно мягкий приговор был для романовцев? Можете ли ответить, в чем отличие выступления ссыльных в 1889 году (март) и якутского вооруженного восстания (1903)? Ну и мера наказания – в первом случае трех ссыльных казнили, а во втором все получили только каторжные работы, хотя жертв среди солдат было больше.

— Не вдаваясь в политику, нужно отметить, что монастырцев судил военно – следственный выездной губернский суд. Профессиональная защита фактически отсутствовала. Каждый защищался, как мог. Военный суд пришел однозначно к следующему выводу, что ссыльные виновны – «вооруженное сопротивление при исполнении распоряжений начальства по предварительному между собой соглашению, с убийством при этом полицейского служителя Хлебникова, покушении на убийство и.д. якутского губернатора Осташкина П.П., нанесения ран подпоручику Карамзину и рядовому Горловскому». Суд пришел к единому мнению, что выступление ссыльных было направлено против порядка государственного управления, вооруженного сопротивления и убийства, ранений представителей власти. Все это повлекло за собой суровый приговор с казнью трех осужденных.

Во втором случае (якутский вооруженный протест 1903 года) обвинение звучало мягче – «… с целью принудить правительственные власти к отмене последними распоряжений, касающихся политических ссыльных Сибири, предъявили якутскому губернатору ряд требований об этом, а затем оказали властям вооруженное сопротивление. Нужно также отметить, что, находясь в стенах осажденного дома, ссыльные поклялись друг другу не выдавать своих главных руководителей и тех, кто стрелял 4 марта в невооруженных солдат. Несмотря на значительную следственную работу, суду не удалось доказать, кто именно был вожаком и кто стрелял в  солдат. Это значительно смягчило приговор. Напомню, что все были приговорены к 12 годам каторги, были оправданы судом Виленкин, Залихман, Померанц. Никифоров (почтальон ссыльных) осужден к 1 году тюрьмы. Суду не представилось возможности доказать главное – что якутский вооруженный протест был направлен против существующего государственного строя, императорской России.

Между тем, кто стрелял из винтовки в невооруженных солдат, позже раскрыл сами ссыльные в своих воспоминаниях. Из воспоминаний бывших ссыльных П. Теплова, П. Розенталь, Д. Виккер: «К одному из окон подбегает В.К. Курнатовский. Кто-то из его товарищей возбужденно кричит: «Стреляй!». Из дома раздаются два револьверных выстрела. Один солдат был убит наповал, другой тяжело ранен и на следующий день умер!».

Экспертиза показала, что выстрелы были произведены не из револьвера, а из винтовки. В.К. Курнатовский, как известно, позже был одним из активнейших организаторов Читинского вооруженного восстания. Чудом избежал смертной казни. Будучи приговоренным к бессрочной каторге, бежал вместе с часовым в Японию и оттуда во Францию, где умер 1912 году.

Далее, по возможности, публикуем в газете другие интересные истории жизни людей, известных личностей и, конечно, адвокатов России до 1917 года и позже.

 

Андрей Попов

К 150-летию Российской адвокатуры

Статья с газеты «Ваше право»  от 1-7 мая 2014г. стр. 18 -19