Главная > Новости, Статьи > Проблемы экологического налогооблажения в районах Якутии

Проблемы экологического налогооблажения в районах Якутии

Цементный завод на территории Хангласского района, где бессменным руководителем долгое время работает мой хороший знакомый и можно сказать земляк -Мамедов Алиш Забид оглы, является центром промышленно-строительного комплекса Якутии. Таких заводов на всем Дальнем Востоке всего три – это Спасский цементный завод, Теплоозерский и наш – Моксоголлохский. Это заводы полного цикла.

В этом году запушена третья очередь завода – общий выход продукции составит 500 000 тонн, именно столько цемента нужно сегодня для республики для нужд строительства и ремонтных работ.

Сегодня завод работает благодаря энергичным и практичным действиям руководства завода и учредителей компании «Востокцемент», который собственно и является собственником завода. В прессе часто поднимают и поднимали вопрос – почему Правительство Республики продало 44,88% акций частной компании «Востокцемент» за 400 млн. рублей. Немногие знают фактическую историю этой сделки. 2015-2016 годы. Завод находился на грани банкротства – оборудование завода износилось, необходим был срочный и капитальный ремонт печей, очистных сооружений, транспорта, нужно было увеличивать производство количество цемент – недостающий цемент закупался на других заводах. Договорные обязательства нужно было выполнять. Для ремонта восстановления завода, а также постройки нового оборудования необходимы были деньги.

Известно, что до 2017 года основным потребителем цемента являлась компания АЛРОСА, к ней и обратилось правительство Республики – выкупить часть акций и организовать строительство третьей очереди завода, с одновременным ремонтом действующих цехов завода. АЛРОСА выставила явно завышенные требования, которые в самое ближайшее время могли привести к банкротству завода – на это правительство Республики не согласилось, и я считаю, поступило правильно. Оставшаяся часть акций была продана компании «Востокцемент», которая стала единоличным владельцем завода, и они ж немедленно начали финансировать строительство третьей очереди цементного завода, которое 12 июля было завершено ярославскими специалистами. Конечно, оборудование до конца не протестировано, имеются частые остановки печи – но это все исправимо и перед заводом открылись новые перспективы.

То, что касается экологической обстановки в моем родном Хангаласском районе – она здесь очень сложная. До конца 90-х годов единоличным владельцем нескольких карьеров по добычи камня, песка был Моксоголохский цементный завод. В нулевые и последующие года на территории Хангаласского района действует более 47 карьеров, к каждому карьеру проложены технологические дороги, вырублены леса, испорчены сенокосные луга и поляны, уничтожены озера и небольшие ручьи и речки. Во многих местах ущерб фактически непоправим.

В настоящее время Министерство финансов РФ внесло предложения в налоговый кодекс. Оно касается замены экологического сбора на налог. Введение экологического налога существенно увеличит природоохранные поступления.

Министерство финансов признает – что взыскивать задолженность можно в судебном порядке, но способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют.

У плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Правительство РФ также признает, что «Роспророднадзор» никудышный администратор по сбору обязательных платежей, но это не его вина. Он изначально предназначен для надзора за пользованием природными ресурсами. Кроме того, у Росприроднадзора нет такого арсенала средств для взыскания, которые есть у налоговой службы.

После определения КС РФ от 10.12.2002 года № 284-0 плата за загрязнение осиротела, ее передавали то одному ведомству, то другому, но никто не хотел иметь дело с ней по-настоящему.

Теперь проблему будут решать с помощью ФНС. Налогоплательщики будут вставать на учет по месту нахождения объекта, который оказывает негативное воздействие, в течении 30 дней с момента его постановки на учет.

Облагаются налогом

  1. Выброс в атмосферный воздух;
  2. Выбросы в водные ресурсы;
  3. Хранение и захоронение отходов производства.

Не облагаются налогом

  1. Воздействие на окружающую среду бюджетных учреждений;
  2. Отходы, которые не оказывают негативного воздействия;
  3. Отходы, которые утилизируются в течении 11 месяцев.

Специалисты полагают, что введение экологического налога положительно решит экологический вопрос и собираемость его будет такой же, как и других налогов.

Специалисты нашей коллегии адвокатов, имеют достаточный опыт работы с экологическим законодательством и недропользованием в целом. Своевременное обращение к нам за правовой помощью поможет недропользователям на всей территории Республики обеспечить юридическую безопасность в вопросах природопользования и правильного вычисления, и уплаты экологического налога.