Часть 3: Дайджест последней информации о стройке века

17 января 2020 года. Компания подавшая частную концессионную инициативу представляет консорциум Госкорпорации Ростех и группы «ВИС», стала концессионером по проектированию , строительству и эксплуатации мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска в Республике Саха (Якутия). Об этом сообщает пресс-служба Правительства Якутии.

Отмечается, что в регионе никогда не было мостовой переправы через Лену. Новый мост позволит обеспечить круглогодичную  доступность для 83 % населения Якутии. За счет изменения логистики «Северного завоза» региональный бюджет сможет ежегодно экономить свыше 4 млрд. рублей. Снижение транспортных расходов окажет влияние на снижение  расходов отраслей экономики, что, в свою очередь окажет влияние на снижение расходов отраслей экономики, что в свою очередь, повлияет, на рост доходов граждан и положительно скажется на качестве жизни»,- говорится в сообщении . При этом объем грузоперевозок может возрасти до 6 млн. тонн, пассажиропоток – 8 млн. человек…. Ввод объекта в эксплуатацию предполагается в первом квартале 2026 года.(Интернет-информация)

5 сентября 2019 года. С вводом моста через Лену круглогодичная транспортная доступность  населения Якутии увеличиться до 83%. (с 20,9%).

…По словам главы мост свяжет три  федеральных трассы, пять региональных дорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт, откроет круглогодичный доступ  с 21% до 83 %. Кроме того, ввод в эксплуатацию мостового перехода сократит расходы бюджета на северный завоз на 4 млрд.рублей. (Интернет-информация)

05 сентября 2019 года.  Строительство берегозащитной дамбы в Старой Табаге в Якутии планируется связать с устройством  подходов к мосту через Лену.

Жители села Старая Табага переживает по поводу дальнейшей судьбы населенного пункта после начала строительства мостового перехода. Объект будет возводиться в районе села. Особые опасения у местных  жителей вызывает трассировка дороги на левом берегу реки. По словам Николаева, сейчас существует три варианта строительства мостового сооружения.

Первый вариант. Предполагается прохождение подъездов  к мосту прямо по Старой Табаге. В данном случае проект затрагивает  40 жилых домов и около 90 земельных участков, а территория села будет разделена на две части. Кроме того, придется строить эстакаду, переходы. «Честно скажу, этот вариант я рассматриваю как  наименее подходящий, потому что село должно сохранить свою целостность. Ведь Старая Табага , является одной из старинных ямщицких сел республики, которые имеют богатую историю».

 Второй вариант.  Предусматривает выход моста на острова, которые расположены чуть дальше по течению. В этом случае проект не затронет село, обогнув его. По мнению главы Якутии данный вариант возможен, но вызывает опасение  из-за того, что острова намывные. 

Третий вариант. Предполагается  совместить возведение берегозащитной дамбы со строительством  подъездных путей к мосту. Отмечается, что вопрос о берегоукрепительных  работах в селе Старая Табага стоит уже много лет, так как каждую весну паводок размывает береговую линию, из-за чего берег осыпается, создавая угрозу обрушения домов и хозяйственных построек. Реализация третьего варианта приведет к удорожанию строительства  на 1-1.5 млрд.рублей. Но это правильный вариант А.Николаев.

6 декабря 2019 года.  Стоимость моста 83,1 млрд. рублей  ( с Н.Д.С.). 54,2 млрд. рублей планируется получить из республиканского бюджета;  28,9 млрд. руб. – заемные средства. Конкурс выиграла группа «ВИС» Игоря Снегурова. Тендер объявлен 2 декабря 2019 года. Сбор заявок на реализацию проекта  продолжиться до 17 января 2020 года. Других претендентов пока нет. Концессия заключена на 25 лет. 

На Восточном экономическом форуме группа «ВИС», правительство Якутии и китайская  China Railway Construction Corporation (CRCC) подписали меморандум о строительстве дорожной инфраструктуры в республике, включая строительство моста. Согласно заявке «дочке» ВИС, мост планируется открыть  к 2025 году. Задача – обеспечить доступность круглый год к федеральной дорожной сети 70% населения региона. ВИС известна как мостостроительная организация. Декабрь 2017 года – мост через Обь в Новосибирске. Стоимость около 40 млрд. рублей. В июне 2019 года заключен контракт  на строительство моста через Калининский залив, стоимость 35 млрд. рублей.

Длина мостового перехода в Якутск 3 км. , подходы к мосту – 11 км.

Какие претенденты на этот проект. Работа над проектом началась в 2013 году, Правительство Якутии провело тендер. Март 2014 года победитель  «Транспортные концессии Саха», из них концессионеры должны были взять на себя только 15% этой суммы ( 9,6 млрд. руб.),а оставшиеся – привлечь  из федерального бюджета (54,4 млрд. рублей). Проект заморожен . Правительство выделило деньги на строительство Крымского моста (228 млрд.руб.).

«Тогда мы потратили существенные ресурсы на подготовку, вели переговоры с потенциальными генподрядчиками и было готово финансирование», сказал РБК руководитель  департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Олег Панкратов (ВТБ контролирует компанию транспортные концессии Саха). У компании сохраняется интерес к этому проекту , добавил он , но не стал комментировать  возможность подачи заявки на тендер или партнерства с группой «ВИС».

Об интересе к проекту заявлял и генеральный директор  Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, «Мы обязательно будем подавать заявку … планируем участие в ближневосточных , и азиатских  фондов в этом проекте – говорил он тогда. 5 декабря представитель фонда отказался от комментариев РБК.

Вице-премьер Максим Акимов в ноябре 2019 года говорил, что у моста через Лену может быть несколько инвесторов, не уточняя детали. Проект строительства моста через Лену интересный , и участников тендера будет несколько  уверен ген. директор “INFOLine – Аналитики» Михаил Бурмистров . Концепция (строительство и эксплуатация моста) очень жизнеспособная. И параметры возврата средств инвесторов за счет сбора с грузовых автомобилей выглядит привлекательно», – пояснил эксперт.

Ведомости от 19 ноября 2019 года. «Ситуация созрела для реализации, – поставил Путин резолюцию на письме Николаева от 8 ноября. Глава Якутии в письме попросил президента посмотреть  в бюджете средства на строительство моста. В свою очередь Путин поручил премьеру Дмитрию Медведеву внести предложения по реализации проекта. 

В распоряжении газеты «Коммерсант» (18.11.2019 года) оказалось письмо Николаева. Как отмечает издание, проект предполагает  строительство 3.1 км. моста и 10,9 км. подходов к нему. Согласно предварительной оценке, стоимость строительства составит 63,7 млрд. рублей, из которых 9.5 млрд. – расходы инвестора. Основная часть  суммы – капитальный грант на 54,2 мдрд. руб., из них 47,8 млрд. руб. – из федерального бюджета, 6,4 млрд. руб. – из регионального. С учетом НДС стоимость проекта оценивается в 82,9 млрд. руб., расходы по уплате НДС понесут инвесторы, чьи совокупные инвестиции составят 28,6 млрд. руб. сообщила газета.

18 ноября 2019 года. Газета «Ведомости».

«9 ноября Владимир Путин фактически утвердил проект строительства  автодорожного моста через Лену в районе Якутска». Отмечается, что предусмотрен капитальный грант в размере 54 млрд. рублей и участие  частного инвестора. Легковушки смогут проехать по мосту бесплатно, все остальные транспортные средства должны будут платить по 1-4 тыс. рублей в зависимости от категории и года реализации проекта.

25 ноября 2019 года.

Строительство моста через Лену в Якутии не потребует корректировки  бюджетов в 2020 году – СМИ. Строительство моста через реку Лена в Республике Саха (Якутия) не потребует  корректировки федерального и регионального бюджетов в следующем году, так как по планам первые этапы проектов  должен финансировать инвестор в рамках частной концессионной инициативы. Об этом в понедельник 25 ноября, пишет ТАСС со ссылкой на главу Якутии Айсена Николаева.

Капитальный грант будет состоять как из средств  федерального бюджета, так и из региональной казны.  Как пояснил глава республики, по графику средства гранта предполагается использовать на более поздних этапах – 2022-2024 годах. В прошлый понедельник, 18 ноября, сообщалось, что Президент РФ Владимир Путин одобрил строительство переправы.

27 декабря 2019 года. Мост планируется  построить рядом с селом Старая Табага, которые входят в городской округ Якутска и находится в 30 км. южнее самого города.

Рассматривалось три варианта строительства подъездных путей к мосту: ноябрь – приоритетным был назван вариант, который совмещают вариант  создания моста и берегозащитной дамбы в селе. В верховьях русло реки Лена относительно узкое, в районе Якутска оно расширяется до 5-7 км., дальше ширина в отдельных местах превышает 20 км. 

Это самое узкое место, которое есть в этом районе города и которое возможно для прохождения моста – сказал глава региона.  Он добавил, что это место практически единственное, где строительство моста вообще возможно. Данный район является оптимальным  с точки зрения сочетания природных и экономических факторов, сообщил ТАСС гидролог из института Мерзлотоведения СО АН Никита Тананаев. Река Лена имеет многорукавное русло, но в данном месте оно однорукавное, это имеет значение для организации подъездных путей.  Открытие моста, как предполагается , приведет к росту в регионе грузоперевозок в три раза – до 6 млн. тонн в год.